|
|
Статьи, Анализы, Обзоры
получит развитие. Президент Франции сформулировал то, что давно обговаривается в Европе. Этой идее поспособствовали сами США. Достаточно вспомнить формулу, которую весьма неосторожно произнес глава Пентагона Дональд Рамсфельд: "Миссия рождает коалицию". Глубинный смысл, заложенный в этой фразе, вызвал озабоченность в Европе. Согласно Рамсфельду, американцы определяют цель, находят угрозу, используют тех, кто подходит под эту миссию. А если возникает угроза для европейцев, то американцы в это не вмешиваются. Решайте, мол, сами. Но у европейцев нет для этого ни сил, ни средств, ни ресурсов. Потому-то и возникла естественная реакция - желание обеспечить оборонную идентичность Европы и создать военную организацию, которая не являлась бы противовесом НАТО, что в принципе невозможно, а была бы способна самостоятельно парировать угрозу европейским интересам, которые не всегда, как в случае с Ираком, совпадают с американскими. Такая идея вполне реализуема. Сейчас идет ее кристаллизация и, мы можем стать свидетелями воплощения этого замысла.
Эта уверенность основывается еще и на том обстоятельстве, что в новой военной стратегии США реализуется не идея присутствия американских войск и баз в различных регионах мира, а план создания таких сил, которые в необходимый момент могут быть доставлены в любую точку планеты. Это новый элемент американской стратегии, на который ориентируется все военное строительство в США. И в случае реализации этого замысла европейцам при решении собственных проблем придется опираться на свои силы. Россия, со своей стороны, заинтересована в том, чтобы Евросоюз занимался и проблемами безопасности. Наша страна должна быть готова на партнерских началах решать эти проблемы, в том числе сотрудничать в области создания европейской противоракетной обороны от возможных угроз со стороны нестабильных режимов. У нас серьезный потенциал, и европейцы его серьезно оценивают.
Недавно на постсоветском пространстве появилась новая международная военно-политическая организация. Решение об этом было принято в Москве в мае 2003 года, когда лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана решили повысить формат своей военной интеграции и учредили Организацию Договора о коллективной безопасности, сокращенно - УДКБ. Она пришла на смену начавшему устаревать Договору о коллективной безопасности (ДКБ), заключенному 10 лет назад. Дело в новом уровне военно-политического сотрудничества названных стран. В определенной мере этот процесс созвучен идее, приобретающей все больше сторонников на европейском континете - создать военную организацию Евросоюза. В перспективе она могла бы стать таким же партнером УДКБ, каким для Москвы является ныне североатлантический альянс. Это в полной мере отвечает духу известного высказывания Президента Путина: "Наши страны дружат не против кого-то, а против угроз".
Взгляд с той стороны
(Из статьи Спенсера Абрахама, министра энергетики США)
Соединенные Штаты сделали очередной шаг к ликвидации остатков производства ядерного оружия времен холодной войны в мае текущего года. Речь идет о ликвидации плутония в России, когда министерство энергетики США присудило контракты на строительство энергетических станций, работающих на ископаемом топливе, которые заменят собой три российских ядерных реактора. Эти реакторы производят не только тепло и электроэнергию, но и оружейный плутоний в количестве, достаточном для создания 1.5 ядерных боеприпасов в день. Когда завершится финансируемое США строительство этих станций, и когда будут остановлены ядерные реакторы, в России прекратится производство оружейного плутония.
Говорят, президент Буш решительно настроен и на сокращение численности стратегического ядерного арсенала США на две трети, а также на создание условий, при которых ядерные и радиоактивные материалы не могли бы попасть в руки террористов. Этот проект, стоимостью 466 млн. долларов, представляет собой самый последний шаг в рамках активных усилий по борьбе с распространением, расходы на которые с момента прихода президента Буша на свой пост увеличились с 800 млн. до 1,3 млрд. долларов в год. Именно поэтому в ходе состоявшихся в Конгрессе дебатов по оборонному бюджету вызывал недоумение и шум по поводу 21 млн. долларов, ассигнование которых позволило бы ученым США разработать передовые концепции в области вооружений, способные защитить страну от угроз 21 века. (В целом на программы Министерства энергетики США в области ядерных вооружений в бюджете предусмотрено 6,4 млрд. долларов.)
По мнению американцев такой уровень финансирования не должен был никого удивлять. Это логический результат ранних инициатив администрации Буша, одобренных Конгрессом, предусматривавших тщательный анализ политики страны в области ядерных вооружений. В результате этого анализа было определено, что потребности страны в области национальной безопасности в 21 веке будут коренным образом отличаться от тех потребностей, которые имели место в течение последних 50 лет. Политика сдерживания в годы холодной войны привела к появлению предсказуемого - хотя и довольно страшного - баланса страха, который сегодня в основном сошел на нет. Следовательно, существует вероятность того, что угрозы будут появляться быстрее и станут менее предсказуемыми. Такая ситуация требует восстановления способности США отвечать на новые вызовы. В последнее время Соединенные Штаты предпринимают серьезные шаги к восстановлению этой способности. Сегодня в первый раз за десять лет США способны производить плутониевые сердечники - также известные
|
Оставить комментарий к статье
|
|