На главную страницу Послать письмо

Мониторинг Событий
Новости и объявления
Статьи, Анализы, Обзоры
Конфессиальные аспекты
Гостевая книга
Архив
О компании


Статьи, Анализы, Обзоры

Политика | Экономика и финансы | КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ | Армия и спецслужбы


ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ГЛОБАЛЬНОСТЬ: ХИМЕРА И ИСТИНА (Окончание)

Статья в формате Microsoft Word    Вернуться к списку статей

Показана страница: 1 из 16:

       <<  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16    >>

8. Социологический подход к этике

Нравственные качества человека узнаются по его делам. Однако здесь сразу же возникает одна проблема. Сами по себе деяния порой трудно однозначно разделить на нравственные и безнравственные. Различие, нравственное достоинство или нравственное недостоинство деяния зависит от внутреннего отношения человека к ним. Согласно библейской и святоотеческой этике, которая непосредственно связана с верой в личного Бога, нравственное и безнравственное определяется по соответствию Божией воле.

Так и оказывается часто, что кажущийся нравственным поступок оказывается безнравственным, и наоборот. Например, милосердие фарисеев осуждено в Евангелии как безнравственное, а принесение Авраамом в жертву Исаака, пусть и отменённое Богом в конце, как и заклание пророком Илией идолослужителей, предложены как примеры нравственных деяний, ибо они осуществляют в истории волю Божию.

Благое, следовательно, и нравственное, не отождествляется с какими-то вещественными элементами, но с волей Божией, которая может осуществляться и в кажущихся безнравственными деяниях. Нравственный принцип оказывается законным только как воля Божия. Когда он отделяется от неё, то теряет всякий созидательный смысл.

Конечно, как замечает Макс Вебер, всегда в религии есть склонность к логическому изъяснению и разработке нравственных требований. Это направление движения постепенно приводит к формализации и обмирщению этики, как и самой религии. Ибо таким образом этика оказывается автономной, а религия распадается изнутри. Но источник силы христианской этики обретается в воле Божией, которую человек принимает верой. Апостол Павел пишет: «Все, что не от веры, грех есть» (Рим. 14, 23). Это означает, что основанием нравственности, по крайней мере, в христианском восприятии, является вера. Что не вырастает как плод веры в Бога, то греховно, то есть безнравственно.

По классификации Макса Вебера социальную деятельность человека можно разделить на а) целесообразную, б) ценностную, в) эмоциональную и г) традиционную . Первые два типа социальной деятельности связаны с мышлением . В эмоциональной социальной деятельности правит внутреннее состояние человека и индивидуальное сознание, тогда как в традиционной социальной деятельности – коллективное сознание и продолжающие жить обычаи.

Самым важным принципом для любой этики и поведения человека является как мы заметили, вера. Она, как отправная точка общественной деятельности, относится к третьему типу – эмоциональному. Но с позиций богословия мы должны пойти вперёд и делать различие между индивидуальным психическим переживанием и опытом откровения, в котором человек получает откровение или приобретает внутренний опыт, исходящий от Бога. Здесь как раз находится отправная точка религиозной и особенно христианской этики. Вера не принимается человеком как простое душевное переживание, но как новый существенный опыт .

Религия Израиля, как и нравственное его учение, именно Закон, связаны с личным призванием избранных Богом, которые и направляли свой народ. Авраам и Моисей призваны Богом на правах всецелого личного обязательства  пред Богом. Их вера в Бога предопределяла напрямую и всецело их жизнь. Божественная этика явлена в них через заповеди и предложена как образец для человеческого нрава. Без веры в Бога не имеет никакого смысла соблюдение заповедей, которое ведёт к усвоению божественной этики. Поэтому когда Моисей сошел с горы Синай и увидел отступничество народа, он сокрушил скрижали Закона, которые получил от Бога (Исх. 32, 19).

Соблюдение божественного Закона не имеет смысла само по себе, но выступает как подтверждение верности человека Завету Божию. В течение всей истории Израиля соблюдение Закона подтверждало верность народа Завету с Богом.

Тем более в Церкви этика получает вполне онтологический характер и увенчивается единением человека с Богом. Апостол Павел, отождествляя свою жизнь с жизнью Христовой, говорит: «Живу же не ктому аз, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). И нрав апостола Павла выражает не просто какое-то новое его психологическое состояние, но нрав Христа, Который живёт в нём. Этот же смысл имеет и призыв апостола к своим ученикам, чтобы возобразился в них Христос (Гал. 4, 19). Тот же смысл имеют и все усилия, являемые внутри Церкви, чтобы возобразился Христос в жизни верных и чтобы верные возобразились по прообразу Христа, дабы достигли «в мужа совершенна, в меру возраста полноты Христовой» (Еф. 4, 13).

При узаконивании религиозно-нравственной жизни в ходе истории постепенно наблюдается эволюция движущих сил нравственного поступка от третьего к четвертому типу. То есть реально происходит переход от личного опыта к традиции. Моисей, но и вообще первые восприемники воли Божией, имели ясное личное чувство божественного происхождения. Но затем Закон всё более применяется как традиционный обычай. Но этот второй образ поддержания и применения Закона создаёт опасность подделки воли Божией, которая всегда должна передаваться и соблюдаться человеком. Призыв народа Божия к подлинной вере и жизни возглашают время от времени пророки как непосредственные изъяснители и выразители Божией воли. И известно суждение Христа о евреях, как они упразднили Закон Божий ради своего предания (Мф. 15, 7).

Подобное развитие наблюдается и в истории Церкви. Первые христиане, как мы уверяемся из Деяний Апостольских и из истории Церкви первых веков, ставили свою жизнь в непосредственную зависимость от веры. Вера в Бога Любви связана с соблюдением двойной заповеди любви: «Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею... Возлюбиши искренняго твоего яко сам себе» (Мф. 22, 37-39). Источник христианской нравственности – это любовь Божия. Прообразом нравственной жизни христиан является Христос, Который живёт этой любовью в её высочайшей форме.

Вера не оценивается по логике. Она требует вещей, которые не только превосходят разум, но и кажутся ему враждебными. Любовь ко врагу кажется совершенно нелогичной. Но она становится критерием для общей оценки того, есть ли христианская любовь. «И аще любите любящия вы, кая вам благодать есть? Ибо и грешницы любящия их любят... И аще взаим даете, от нихже чаете восприяти, кая вам благодать есть? Ибо и грешницы грешником взаим давают, да воспримут равная. Обаче любите враги ваша...» (Лк. 6, 32-35).

Таким образом, христианская любовь оказывается в противоречии с тем, что человек считает разумным. Соответственно, и христианская нравственность с самого начала оказывается чем-то безнравственным по отношению к нравственности, принятой в мире. Христианская нравственность призывает человека сообразовываться с божественным нравом, который отличается от человеческого и входит с ним в противоречие. Она призывает человека вести себя в мире так, как Бог. Это означает делать добро всем, любить друзей и врагов и жертвовать собой ради других.

Таким образом, христианская этика


Показана страница: 1 из 16:

       <<  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16    >>

Оставить комментарий к статье


ФИО:
E-mail:
URL:

Текст сообщения:


© 2003: ЗАО НАМАКОН .
Все права защищены.

Студия Крон © 2003: разработка порталов .