неофициальные и частные взаимообмены наиболее полно отвечают интересам мировой общественности по проблемам всеобщей безопасности
».
На конференции были разработаны основные направления совместных российско-американских научных исследований в области развития и использования противолодочных сил и средств «в интересах формирования системы коллективной безопасности», к реализации которых затем были подключены представители тридцати трех российских научных, учебных и производственных учреждений страны.
В результате выполнения множества отдельных и внешне не связанных между собой технологических проектов с использованием российского научно-интеллектуального потенциала и научно-технической базы США осуществили прорыв в создании высокоэффективной, комплексной системы обнаружения подводных объектов в российских морских акваториях. И хотя эти проекты финансировались США в рамках, как бы, совместной программы борьбы с подводными лодками «третьих стран», вполне очевидно, что они изначально предназначались для решения оперативно-тактических задач ВМС США при их боевом применении против российского подводного флота в акваториях Баренцева моря, Северно-ледовитого океана и Северной части Тихого океана.
На территории России эти проекты реализовывались через «
Программу создания Межгосударственного многонационального постоянно действующего Комитета по изучению проблем борьбы на мелководье с дизельными подводными лодками третьих стран
». В то время как по данным из «Агентства передовых технологий» Министерства обороны США (APRA) на территории России с размахом осуществлялись масштабные военно-стратегические, оперативно-тактические и технологические проекты в рамках американской программы «
Использования российского опыта и технологий в интересах повышения эффективности действий подводных сил США в прибрежной зоне вероятного противника
» (подчеркнуто Намакон).
Указанной программой предусматривался двухлетний план проведения экспериментального апробирования и селективного отбора результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в реальных условиях в двухэтапном исполнении, при котором в соответствии с испытательным планом, определявшим желательное местоположение, целевые характеристики, системы измерения и порядок управления, предусматривалось использование в качестве «мишеней» как американской, так и российской подводных лодок. Отличительной чертой завершения тех или иных научно-технических разработок военного назначения являлась проверка их жизнеспособности в реальных условиях.
Необходимо отметить также, что по техническому предложению ВМС США «Роль морской авиации в действиях против современных дизельных подводных лодок в прибрежных водах» к выполнению программы подключались российские морские летчики, имеющие прямой эксплуатационный опыт учебно-боевых полетов на самолетах типа Ту-142, Ил-38 и БЕ-12, аналогичных американским самолетам Р-3 «Orion» и S-3 «Viking». Вот как выглядело, к примеру, обращение одной из аккредитованных в Москве американских фирм в адрес исполнителя заказа. Приведем лишь некоторые выдержки:
«
Мы хотели бы заказать научную статью о роли морской авиации в обнаружении современных дизельных подводных лодок в прибрежных водах
. (с трудом понятно, чем принципиально отличается обнаружение дизельной от атомной ПЛ? – прим.Намакон)
Автором должен быть недавно вышедший в отставку российский морской летчик с опытом работы с современными противолодочными датчиками. Эта статья будет основана на коротком 6-9 недельном исследовании с оплатой на уровне, согласованном с автором и соответствующем его опыту и подготовке…Для того, чтобы сделать этот проект конкретным, предлагается, чтобы анализ использования бортовых самолетных датчиков и вооружений против дизельных подводных лодок был построен на конкретном примере… Понятно, что эти вопросы тесно связаны с секретной информацией. Так как этот проект будет организован на неофициальной основе, весь анализ должен быть несекретным. Значительное количество данных может быть найдено в открытой литературе. Этот вопрос был удовлетворительно решен на июньской 1994 года конференции по прибрежным противолодочным действиям…Датчики, рассматриваемые в этом анализе, должны включать как минимум следующие: сбрасываемые с самолетов звуковые буи, погружные сонары, различные типы магнитных систем, пассивные и активные оптические системы, (например, ЛИДАРы), инфракрасные системы и радары. Должны рассматриваться как существующие, так и перспективные системы
…»
В результате, США максимально приблизились к созданию современной, высокоэффективной и комплексной системы обнаружения подводных объектов. Ее составляющими явились интегрирующие в себе стационарные и мобильные платформы (подводного, надводного, наземного, воздушного и космического базирования) с размещенными на них подсистемами управления, сбора и обработки информации, полученной посредством дистанционного зондирования интересуемых объектов. Многокомпонентность систем дистанционного зондирования обеспечивалась использованием российских научных достижений в таких областях знаний, как гидроакустика, гидродинамика, радиофизика, гидрооптика, линейная акустика, океанография и др. Глубоким научным исследованиям подвергались физические явления, возникающие при движении подводных объектов в толще воды. На основе базисных исследований были организованы «диалоговые», не имеющие примеров научно-исследовательские работы по конкретным направлениям, предусматривающим создание разнообразных датчиков в пришвартованных, копировальных и буксируемых конфигурациях.
Направленность проводившихся «исследований» убедительно показывает, что
в фокусе особого внимания американской стороны оказалась акватория Баренцева моря, как самого оперативно важного, якобы, района с точки зрения «коалиционной борьбы с международным терроризмом
»(?). В рамках «научно-исследовательских программ» американцам были переданы сформированные в СССР и России на протяжении десятилетий базы данных по:
- гидрофизическим параметрам и статистическим оценкам пространственно-временных условий и диапазонов обнаружения подводных целей;
- данным о поглотительных индексах, рефлексивных и преломляющих свойствах морской поверхности и дна, спектральным характеристикам морского шума окружающей среды в акваториях Баренцева моря;
- гидрофизическим данным, включающим в себя профили скорости звука в зависимости от координат и времени года, поглощения звука в водной массе, а также геоакустические свойства дна при волнении поверхности моря;
- данным о современных российских противолодочных системах (диапазон и уровень эксплуатационных возможностей) с целью их дальнейшего совершенствования с
|